«Чудеса в кошельке»

Знакомим дошкольников с экономикой

Воспитатель: Гармаш И.П.

 

    Когда следует начинать знакомство детей с экономикой? С какого возраста ребёнок должен узнать о мире экономических отношений? Как и с помощью какого оборудования обучать детей экономике? И нужно ли это делать? Эти вопросы волнуют родителей не один десяток лет. Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далёкими друг от друга. Ребёнок поневоле встречается с экономикой, даже если его этому и не учат. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорог», «дёшево», «продать», «заработать». Чем раньше мы начнём экономическое образование детей, тем их действия и поступки будут более рациональными, осознанными, потому, что именно в дошкольном возрасте дети приобретают первичный опыт элементарных экономических отношений. Чем старше дети, тем более активно они принимают участие в решении многих экономических проблем семьи: распределение семейного бюджета, составление меню, приобретение покупок и др.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Основная форма обучения – это игра. Именно игра наполняет жизнь детей неповторимым, интересным содержанием, организует и регулирует их поведение, корригирует психику и помогает выражать и удовлетворять свои интересы.  Усвоить сложные экономические понятия помогут персонажи знакомых сказок: «Муха – Цокотуха», «Буратино», «Три поросёнка», «Петушок и бобовое зёрнышко». Сказки используются для воспитания таких качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность. В них экономическое содержание раскрывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Оказывается, в любой сказке можно найти экономику.

Знакомство с азами экономики целесообразно начать с путешествия по стране «Экономике», где живёт игровой персонаж - гном Эконом. Он знакомит детей с другими игровыми персонажами: царицей Экономикой и Бизнесменчиком.

Эти персонажи изучают экономику вместе с детьми, участвуют в играх и помогают детям осваивать экономические понятия.

Одна из самых близких ребёнку тем – это «Семья. Доходы семьи. Семейный бюджет». Знакомство с  бюджетом начинайте с изготовления макета семейного бюджета, где каждая часть обозначает доход всех членов семьи (папа, мама, старшие братья и сёстры, дедушка, бабушка). На наглядном примере можно убедиться, кто и какой доход приносит в семью. Совместно с детьми можно нарисовать карточки-схемы с изображением доходов и расходов вашей семьи. А для закрепления материала организуйте сюжетно-ролевую игру «Семья», где распределите роли, выберите профессии.

У каждой семьи, как и у каждого человека, есть свои потребности и следующей темой будет тема «Потребности человека».Побеседуйте с ребёнком и расскажите ему: «Что может человек? Зачем человек ест? Зачем мы дышим?» Можно провести игру «Хочу и надо?» Предлагаем ребёнку выбрать из серии предметных картинок те картинки,  на которых изображены предметы, необходимые ребёнку обязательно: вода, еда, одежда, жильё. Это будут - «основные потребности».  Взрослый выбирает те картинки, на которых изображены предметы, без которых ребёнок может прожить: игрушки, компьютер, украшения, развлечения. Это -  «неосновные потребности человека». Предложите ребёнку определить, к какой группе можно отнести такие потребности человека как: образование, медицина, дружба, защита.

А для того, чтобы удовлетворять свои потребности, необходимы деньги. Знакомим детей с «Миром денег».  Необходимо подвести детей к пониманию того, что деньги являются средством удовлетворения потребностей. А познакомить ребёнка с миром денег поможет сказка. Прочтите детям сказку «Буратино» и побеседуйте по её содержанию. Спросите у ребёнка: «Всё ли можно купить за деньги?» Организуйте дома сюжетную игру «Магазин». Все знают, что это одна из самых любимых детских игр. Придумайте свои именные денежки. Выбирая продавца, обратите внимание на правила поведения в магазине. Играя, дети не только закрепляют полученные знания, но и учатся общаться, строить партнёрские отношения.

 

На этом знакомство с ЭКОНОМИКОЙ не заканчивается. Это только начало. Впереди ещё много интересных встреч с такой сложной наукой «ЭКОНОМИКА»