Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего малыша. Ведь их с нетерпением ждет каждый родитель! Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам.
В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируются психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические особенности. Поэтому даже незначительные проблемы речевого развития ребенка препятствуют нормальному его развитию, формированию его личностных качеств.
Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Когда смешно выговаривает слова маленький ребенок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник – это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что часто приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжелого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи — дисграфии. Таким детям необходима срочная помощь логопеда. А поскольку нарушения чтения и письма — вторичные аффективные наслоения, то следует искать первопричину. И в этом могут помочь родителям специалисты.

Многих родителей волнуют вопросы: как вообще должна развиваться речь ребенка? Как не упустить время? Когда следует бить тревогу?

Основные этапы речевого развития ребенка      

В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой.

Речевое развитие ребенка до года

— От 1,5 до 3 месяцев – «гуление», когда малыш издает звуки: а-а-а, гууу-гуу, э-э-э, пфф, буу.

— От 3 до 6 месяцев – так называемая «свирель», тянет малыш звуки, как на свирельке играет, поет их: е-лл-и, агу-ааа, алль-ле.

— От 6 до 9 месяцев – «лепет», не слова, а именно лепет: ба-ба, па-па-па-па, м-ма-ма.

— От 9 месяцев до года – первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав, муу.

От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев – первые предложения: «Ляля бух!», «Мама, дай!»

Речевое развитие ребенка 2 лет

С 1 года 9 месяцев до 2 лет – период стремительного развития речи, когда ваш малыш усваивает 350 слов и более. В это время начинается бурное вторжение в жизнь, интереснейший этап – первые «почемучки», познание жизни через вопросы, обращенные ни к кому-нибудь, а к маме, папе, бабушке, дедушке.

Малыши своими вопросами часто не только удивляют взрослых, но и заставляют задуматься: «Откуда у ребенка такие вопросы?» поэтому не отмахивайтесь от них, отвечайте.

Речевое развитие детей 3 лет

От 2 до 3 лет ребенок практически усваивает грамматический строй родного языка. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие части речи.

Речевое развитие ребенка 5 лет

От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, поведают вам о пережитом событии, причем довольно связно и последовательно. В это время речь для ребенка становится инструментом познания. Это второй период «почемучек», когда малыш активно вторгается в жизнь, открывая для себя новые предметы и явления.

Таким образом, к 4 – 5 годам ребенок знает много слов, правильно употребляет их в речи. если к 4 годам он не произносит 2 – 3 трудных звука [р, л, с, щ], то это не страшно, к 5 – 6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует немедленно обратиться к логопеду.